Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х


КАТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ
ГАУ "КУРГАНСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ"
8 (35 251) 2-16-64
8 (35 251) 2-46-64

Выход Вход
Меню сайта
...
Доступная сред....
...
...
Одноклассники
Обратная связь

  Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста

Закономерности развития словарного запаса старших дошкольников в онтогенез

Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона.

При благоприятных социальных условиях   ребёнок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято и сказано раньше.

Дети - дошкольники в пять-шесть лет уже могут образовывать прилагательные от существительных, различные части речи от одного корня (бегун - бежать - бегущий, певец - петь - поющий, синий - синеть - синева), а также существительные от прилагательных. В этом возрасте у детей заканчивается формирование ядра словаря. Вместе с тем «семантическое» и частично грамматическое развитие остаётся ещё далеко незавершённым. К этому времени ребёнок, с одной стороны, уже в такой мере овладевает обширным лексиконом, всей сложной системой грамматики и связной речью, что усваиваемый язык становится для него действительно родным. Но это все является нормой.

Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. Дети пользуются всеми частями речи, заметно преобладание существительных и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества. Трудно усваиваются слова обобщённого значения, слова, обозначающие оценку, качества, признаки и др. 

       Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста

 1.Развитие активного словаря

     •Игра «Чудесный мешочек»    

             Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря обратить внимание на правильность грамматического оформления слов. В мешочек помещаются разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т.д.). Ребёнок опускает в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определяет и называет то, что он ощупывает.

     •Упражнение «Запомни и назови»   

            Цель: развивать активный словарь детей. Детям в определённом порядке показываются картинки с изображением фруктов (не более 5). Затем картинки убираются. Дети воссоздают увиденное в нужной последовательности: лимон, виноград, апельсин, груша, яблоко.

     •Упражнение «Что это?»   

           Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия. Детям предлагается закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью. Берёза, осина, дуб — это... Ромашка, василёк, незабудка - это... Комар, кузнечик, жук - это ... Заяц, лиса, волк - это... Кукушка, сова, орёл - это...

     •Упражнение «Какой?»

            Цель: развитие словаря признаков. Детям предлагается подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий).

2. Усвоение значений слов путём включения в контекст сопоставления близких по значению слов (синонимов), противопоставления (антонимов)

   Игра «Скажи по-другому» (с волшебной палочкой).

             Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи. Дети встают в круг и, отвечая, передают друг другу волшебную палочку.

                   Бой - битва, сражение.

                   Буря - ураган, шторм.

                   Доктор - врач.

                   Детвора - дети, ребята.

                   Холод - стужа, мороз.

                   Вежливый — любезный.

                   Дремучий - густой, глухой.

                   Жаркий - знойный, горячий.

     •Игра «Упрямые дети»

              Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением. Детям сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».

                   отъехал – приехал, вылетел – залетел;

                   въехал – съехал, взлетел – приземлился;

                   выехал – заехал, укатил – прикатил;

                   заплыл – выплыл, уплыл – приплыл.

     •  Упражнение «Угадай слово» (образование антонимов).

               Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением. Детям предлагается закончить предложение, а затем повторить его полностью.

                 Дуб большой, а рябина ...

                  Сосна высокая, а куст ...

                  Пчела летает, а гусеница...

                  Дорога широкая, а тропинка ...

                 Опёнок съедобный, а мухомор ...

3. Развитие словообразования

      •Игра «Назови ласково

                 Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

                 блюдце -… овца -… собака -…

                 белка -… сани -… ложка -…

     •Упражнение « Что приготовим?»

                Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

                  Из яблока - яблочное повидло;

                  Из банана - банановое повидло;

                  Из лимона - лимонный сок;

                  Из груши - грушевый компот.

4. Усвоение лексической сочетаемости слов

     •Упражнение «Запомни и измени слово по образцу»

               Цель: учить изменять существительные по числам (1 2 6 - тетрадь тетради тетрадей) 

                   Лампа…, кошка…, стул…

   •Упражнение «Один - много»

               Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении.

                  Это лимон, а это ….. лимоны.

                  Это груша, а это .... груши.

                  Это яблоко, а это ….. яблоки.

   •Упражнение «Какого цвета»

                Цель: учить правильно согласовывать название предмета с названием признака.       Образец: яблоко красное. Майка, флажок, мяч, полотенце, тарелка.

      Литература

1.Нарушение речи у дошкольников/Сост. Р.А. Белова-Давид – М.: Просвещение. 1972.

2.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.

3.Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение,1981.

 

Контакты

Фонд

...

"Дети дождя"

Педагог - психолог

...

ДаунсайтАП

Аутизм

Поиск по сайту

статистика