Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х


КАТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ
ГАУ "КУРГАНСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ"
8 (35 251) 2-16-64
8 (35 251) 2-46-64

Выход Вход
Меню сайта
...
Доступная сред....
...
...
Одноклассники
Обратная связь

Развитие фонематического слуха

( игры и упражнения )

Что такое фонематический слух?

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.

У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Согласно исследованиям Р.Е. Левиной, возможны два источника нарушения фонематического восприятия. Первый коренится в недоразвитии собственно перцептивных процессов. Результатом оказывается нарушение фонематического анализа и соответствующие дефекты произношения, заключающиеся в произносительном неразличении звуков речи.

Ребенок либо не слышит существенных (с точки зрения данной языковой культуры) фонологических различий, либо не придает им значения.

Чаще, однако, источником фонематической дисфункции становится дефект артикуляционного аппарата или закрепившаяся ошибка артикуляции, что затрудняет, а то и вовсе блокирует слуховое различение в пределах той или иной бинарной оппозиции. Иначе говоря, звуки речи не различаются из-за того лишь, что они должным образом не разведены в произношении.

Общее недоразвитие речи — запутанный клубок причин и следствий, в центре которого неразличение фонем при восприятии и продуцировании речи, — имеет еще одно проявление, лишь с трудом поддающееся коррекции обычными методами.

Когда дефекты произношения усилиями логопеда устранены или сделались практически незаметными, в определенном проценте случаев все еще сохраняется устойчивый след недостаточности фонематического анализа. Ребенок как будто все произносит правильно, а правописание он осваивает с большим трудом, допуская громадное количество труднообъяснимых ошибок.

Влияние фонематических затруднений различным образом сказывается на усвоении начертания букв. В одних случаях наблюдается прямое влияние недостаточной дифференциации фонем на формирование графемы и на употребление соответствующих букв. В других случаях зависимость проявляется в более сложных формах. Затруднения в протекании фонематического анализа при письме ослабляют внимание к начертанию буквы, вследствие чего возникает так называемая графическая ошибка.

Данную проблему можно решить лишь путем интенсивной тренировки в различении и идентификации фонем и чем раньше, тем лучше.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

1. Игра «Телеграф»

Игра на развитие фонематического слуха. 

Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.

2. Игра «Звуки по кругу»
Цель: развитие фонематического слуха, распознавание звуков в контексте слова и определение их места в названии предмета.

Возраст: дошкольный.

Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 – зеленых, 3 – синих.

Ход игры

В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые – для мягких звуков, синие – для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: н – начало слова, с – середина слова, к – конец слова.

Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.

Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.

3. Игра «Веселый попугайчик»

Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.

Возраст: дошкольный.

Ход игры

Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога.

Ребенку говорят: «Ты – веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен».

Ребенок и ведущий сидят друг против друга за столом. По команде ребенок начинает отстукивать и повторять слоги:

одинаковые – ра-ра-ра;
со сменой темпа (медленно – быстро) – ра-ра-ра-ра – ра-ра-ра-ра – ра-ра-ра – ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;
с наращиванием ряда – па – па-па – па-па-па – па-па-па-па – папа-па-па-па.

Необходимо следить за достижением координации голоса и движений.

4. Игра «Эхо»

Цель: игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия

Играть можно вдвоем или большой группой.

Перед игрой взрослый обращается к детям: Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать – можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо.

Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, «На11о, monkey!» – «Привет, обезьянка!»), кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы («Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!»).

 5. Игра «Починим испорченный телефон»

Цель: игра для развития фонематического слуха.

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры «Испорченный телефон». Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово «по телефону».

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что «накопились» в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

 6. Упражнение «Цепочка слов»

Цель: Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

Сейчас я назову слово, а следующий назовет второе слово, которое будет начинаться на букву последнюю в моем слове.

Например, стоЛ, ЛисТ, ТетраДь и т.д. Нельзя называть имена, клички, названия городов, деревень, рек, морей и т.д. Можно называть только предметы. Выигрывает тот, кто быстро и правильно будет называть слова.

7. Игра «Путаница»

Цель: игра для развития звукового различения.

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

 8. Игра «Слова»

Цель: развитие фонематического слуха.

Дети по очереди называют слова, где последняя буква предыдущего слова является началом следующего. Например: «арбуз-зонт-троллейбус...»

 9. Упражнение «Назови первый звук в слове»

Возраст: средний дошкольный.

Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов.

Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги «зе» в слове Зоя, «вэ» – в слове Вадик).

 10. Упражнение «Назови последний звук в слове»

Возраст: средний дошкольный.

Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)

Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук «рь», а не «р»). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

 11. Упражнение «Какой звук есть во всех словах?»

Возраст: старший дошкольный.

Воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук «ш». Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – «ж»; чайник, ключ, очки – «ч»; щетка, ящик, щавель – «щ»; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – «сь»; коза, замок, зуб – «з»; зима, зеркало, вазелин – «зь»; цветок, яйцо, курица – «ц»; лодка, стул, лампа – «л»; липа, лес, соль – «ль»; рыба, ковер, крыло – «р»; рис, крепость, букварь – «рь».

12. Упражнение «Подумай, не торопись»

Возраст: средний дошкольный.

Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах: Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – «ш». (Карандаш, камыш...)
Какое получится слово, если к «но» – прибавить один звук? (Нож, нос...)

Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука «м». (Мама моет Машу мочалкой.)

Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук «у». (Бумага, дудочка, Буратино...)

 13. Упражнение «Найди и назови нужное слово»

Возраст: старший дошкольный.

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

Звук «C»

Папа купил Лене санки.
По дороге движется автобус.
Весной оживает природа.
Домик над рекою, Светлой полосою
В окнах огонек, На воду он лег.
(А. Плещеев. «На берегу»)

Звук «З»

На двери висит замок.
На небе появились грозовые тучи.
Почему собака лает
На того, кого не знает?
Потому она и лает –
Познакомиться желает.
(А. Власов. «Почему?»)

Далее используются отрывки из стихотворений и предложения со всеми приведенными выше парами звуков.

14. Упражнение «Кто лучше слушает?»

Возраст: старший дошкольный.

Вариант 1

Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук «ж». Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком «ш», 5 – со звуком «ж», 5 – где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

Вариант 2

Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком «ш», другой – со звуком «ж». Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.

Вариант 3

Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком «ш», другому – со звуком «ж». Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.

 15. Игра «Цепочка звуков»

Цель: Определение конечного звука в слове.

Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

16. Упражнение «Что сказали звери?»

Цель: Определение первого звука в слове.

Из нескольких игрушек выбери те, из первых звуков названий которых можно составить речь животных и птиц:

«Что сказала корова?» – мышь, утка (му).
«Что сказала кукушка?» – кот, утка (ку).
«Что сказала курочка?» – корова, ослик (ко).

Составь из игрушек: ум, ус, Умка, кар, мяу, звук, жук, час, сок, кость.

17. Упражнение «Отгадай имя»

Цель: Определение первого звука в слове

Угадай имя мальчика. Соедини первые звуки в словах (на слух):

Волк – абрикос – сирень – яблоко.
Торт – облако – лиса – яйцо.
Вилка – игла – тюбик – арбуз.
Астра – ноты – тополь – ослик – новость.

Угадай имя девочки. Соедини первые звуки в словах:

Обруч – лимон – ягуар.
Арбуз – незабудка – Ялта.
Танец – артист – нитки – ястреб.
Носки – автобус – самолет – телевизор – яйцо.

 

 

Контакты

Фонд

...

"Дети дождя"

Педагог - психолог

...

ДаунсайтАП

Аутизм

Поиск по сайту

статистика