КАТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ
ГАУ "КУРГАНСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ"
8 (35 251) 2-16-64
8 (35 251) 2-46-64

Выход Вход
Меню сайта
...
Доступная сред....
...
...
Одноклассники
Обратная связь
Главная » Статьи » Мои статьи

Коррекция просодической стороны речи у детей с дизартрией
Речь как высшая форма коммуникации представляет собой одну из сложных психических функций человека. Полноценное речевое развитие предполагает понимание речи и возможность ее выражения с помощью различных речевых средств, среди которых важное место занимает просодика.
Просодика – это интонационно выразительная окраска речи. Она представляет собой совокупность ритмико-интонационных свойств речи, которые реализуются через такие качества речи, как речевое дыхание, тембр, высота, сила, модуляции голоса, темп, пауза, ритм, логическое ударение.
Просодические нарушения отмечаются при дизартрии.
Направления работы
На I этапе выделены следующие направления работы:
1. Выработка правильных
дыхательных кинестезий.
- нормализация тонуса
артикуляционной и мимической мускулатуры путем проведения массажа и двигательной гимнастики;
- дифференциация ротового вдоха и выдоха;
- дифференциация носового и ротового дыхания;
-формирование силы,
целенаправленности и длительности воздушной струи с использованием общепринятых упражнений: сдувание ватки с ладони, задувания свечи, упражнений с воздушными фломастерами.
2. Выработка правильных
фонационных кинестезий.
- формирование фонации на выдохе (произнесение фонемы «м» на мягкой атаке и нахождение более комфортного звучания голоса);
- увеличение времени фонации (пропевание на одном выдохе ряда из гласных звуков, при этом фонация сочетается с движениями рук, так как дети с двигательной патологией следят за правильностью движений, отвлекаясь от голосоподачи);
-формирование координации дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезий (пропевание слогов и слоговых рядов на одном выдохе);
3. Развитие модуляций голоса по силе и высоте.
Упражнения проводятся путём подражания звучанию различной высоты с опорой на движение руки или графическое изображение.
Пример: по развитию силы голоса «Приближение самолёта» - усиление силы звука.
4. Коррекция ритма.
- формирование восприятия и воспроизведения элементарных ритмических компонентов и комплекса ритмических структур.
Упражнения: Инструкции: «Послушай, сколько было ударов и покажи карточку», «послушай, сколько было ударов и повтори за мной» (воспроизведение).
Направления работы II этапа:
1. Постановка продуктивных схем дыхания (формирование и автоматизация нижнерёберного типа дыхания).
Упражнения: Работа с воздушными фломастерами, направлена на автоматизацию силы, направленности и длительности воздушной струи.

Кроме этого, Упр. На задувание свечей – на одном выдохе – длительность и экономное расходование выдыхаемого воздуха, под удары метронома – внутренняя ритмичность дыхательных движений.
Упр. На развитие речевого дыхания – Вдох – руки вверх, выдох – руки медленно опускаются и произносятся нараспев слоги, слова, фразы из 2-4 слов.
2. Развитие силы и высоты голоса
Упражнение: Счет с постепенным увеличением высоты голоса
или увеличением его силы на одном выдохе. (Например, на картинке куст с помидорами помидоры разного размера, чем больше помидор, тем громче должен звучать голос.)
3.Развитие ритмической стороны речи
- обучение восприятию-воспроизведению акцентированных и не акцентированных ударов с целью формирования представлений об интенсивности акустического звука.
- развитие ритмического чувства речевых движений.
Упражнения: чтение стихов с двусложным ритмическим рисунком (ямб, хорей), сопровождающиеся ритмическим плавным дерижированием.
4.Формирование мелодико-
интонационной стороны речи:
- знакомство с различными видами интонации, дифференциация их в импрессивной речи и формирование базы для перевода в экспрессивную речь (произнесение ряда гласных с различной интонацией.)
Упражнение: Выделение из текста вопросительного предложения путем показа карточки.
- формирование представлений о логическом ударении
Упражнение: Логопед спрашивает, выделяя голосом из предложения наиболее важное слово – ребёнок отвечает. (Вы мне сегодня звонили?)
Направления работы III этапа:
1.Развитие просодической стороны речи.
-Формирование и дифференциация различных интонационных структур в экспрессивной речи.
Упражнение: Отработка различных интонационных конструкций с интонационным центром в разных позициях.
Работа проводится на материале считалок, диалогов, сказок.
- развитие воспроизведения логического ударения
Упражнение: Логопед просит произнести фразу, выделяя голосом сначала первое слово, потом второе и т.д.
- автоматизация полученных навыков в практической деятельности.
Упражнение: Чтение текстов-диалогов по ролям, разыгрывание сценических диалогов.
Работа по коррекции просодической стороны речи у детей тогда считается завершённой, когда дети используют просодическое оформление в экспрессивной речи.

Список использованных источников:

1.https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_prosodicheskoj_storonyi_rechi_u_detej_s_dizartricheskim_komponentom_(igrovyie_uprazhneniya).

2.https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00568743_0.html.
3. https://infourok.ru/osobennosti-raboti-po-korrekcii-prosodicheskoy-storoni-rechi-u-detey-s-dizartriey-3288224.html.
Составитель: учитель-логопед Колмакова Н.В.
Категория: Мои статьи | Добавил: Надежда (04.04.2022)
Просмотров: 94 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Контакты

Фонд

...

"Дети дождя"

Педагог - психолог

...

ДаунсайтАП

Аутизм

Поиск по сайту

статистика