КАТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ
ГАУ "КУРГАНСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ"
8 (35 251) 2-16-64
8 (35 251) 2-46-64

Выход Вход
Меню сайта
...
Доступная сред....
...
...
Одноклассники
Обратная связь
Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие тактильного восприятия
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания.
Под тактильным восприятием подразумевают получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами. Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. С помощью тактильно восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. 
Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, ребенок может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки. Благодаря такому восприятию ребенок может  формировать образы, делать связанные с ними умозаключения, ребёнок непроизвольно накапливает базу характеристик объектов и использует ее для понимания свойств и особенностей всего, что его окружает. 
Тактильное восприятие даже называют тактильным зрением, настолько оно важно,  также необходимо отметить, что процесс восприятия является основой для развития мышления и сознания ребенка.
В Катайском филиале ГАУ «Курганский РЦ», при психолого-педагогическом обследований, организации коррекционных занятий  с детьми ОВЗ используется  множество игр и упражнений, помогающих ребенку совершенствовать тактильную чувствительность всего тела и чувствительность пальчиков.

Например,  игра  «Тактилото» способствует:
- развитию тактильного и зрительного восприятия;
- формированию исследовательских и ориентировочных действий;
- формированию сенсорных эталонов;
- развитию воображения, внимания и памяти;
- активизации и обогащению речи;
- формированию навыков произвольной регуляции деятельности;
- развитию пространственных представлений;
- формированию начальных умений классификации и обобщения предметов;
повышению уровня детской компетенции, самооценки и притязаний ребенка.


Игра  «Тактильное домино» обеспечивает:
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие тактильного восприятия;
- тренировку зрительной и тактильной памяти;
-совершенствование наглядно-действенного мышления;
- развитие внимания и навыка сосредоточения;
- развитие мыслительных операций;
- обучение направленной деятельности;
- развитие способности понимать и выполнять «правила игры»;
- развитие навыков коммуникации, умения работать в группе и игрового взаимодействия;
- профилактику речевых нарушений, расширение словарного запаса.
Основными задачами игр по развитию тактильных ощущений являются:
- улучшение осознания ребенка самого себя через тактильные ощущения;
- побуждение к высказыванию чувств, которые вызывает соприкосновение с различными материалами и поверхностями:
- расширение опыта тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения;
- развитие умений дифференцировать осязательные ощущения;
- развитие у детей умения выражать свое эмоциональное состояние, чувства через соприкосновения.
Игровые упражнения на развитие тактильно-двигательного восприятия положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев рук, совершенствуют зрительные и двигательные анализаторы детей, обогащают сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации внимания.
Кроме того, такая практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей с особенностями развития и помогает снизить умственное утомление.
Учитель-дефектолог Ситченко П.В.
Категория: Мои статьи | Добавил: Надежда (25.10.2021)
Просмотров: 121 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Контакты

Фонд

...

"Дети дождя"

Педагог - психолог

...

ДаунсайтАП

Аутизм

Поиск по сайту

статистика